« Назад
Новые правила работы после COVID-19 на год вперед 05.06.2020 11:43
ЗАКАЗЧИКУ / Комментарии специалистов
Заказчики и поставщики в конце апреля получили новые поправки в закон, которые облегчают проведение закупок. Среди них было уменьшение финансового бремени участников, замена ряда обязанностей правами, что раньше было несвойственно Закону № 44-ФЗ. Поправки вступают в силу поэтапно — до середины следующего года. Чтобы показать, какие изменения заказчики должны включить в документацию, проекты контрактов и извещения, мы подготовили таблицу. В ней перечислены все изменения, которые нужно включить в документы для закупок. А также список новых прав и обязанностей заказчика.
Первый блок изменений, которые вступили в силу 24 апреля 2020 года
Главным изменением стало то, что для заказчиков увеличили пороговые значения малых закупок у единственного поставщика. Допустимая цена контракта по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ увеличена с 300 тыс. руб. до 600 тыс. руб., годовой лимит закупок заказчика — с 5 до 10 процентов. Благодаря этому многие учреждения могут напрямую заключить дополнительные контракты. А также в ближайшее время будут вносить изменения в планы-графики.
Напомним, согласно части 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ законодатель позволил сторонам контракта изменять в 2020 году размер аванса без принятия дополнительных решений государственных и муниципальных органов управления путем заключения дополнительного соглашения.
Второй блок изменений, которые вступят в силу 1 июля 2020 года
Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 года, меняются законодательные требования к обеспечению исполнения контракта и гарантийных обязательств. Теперь заказчик будет включать в контракт условие об обеспечении гарантийных обязательств только по своему желанию. Размер основного обеспечения исполнения контракта значительно снижен, и теперь он может составлять не 5–30 процентов, а 0,5–30 процентов от НМЦК или цены контрактов для СМП и СОНО.
Если контракт предусматривает выплату аванса, заказчик устанавливает размер обеспечения контракта не меньше размера аванса. А если аванс превышает 30 процентов НМЦК, размер обеспечения устанавливается в размере аванса.
При этом продолжает действовать часть 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, согласно которой до 31.12.2020 при проведении закупок для СМП и СОНО заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта и гарантийных обязательств. К исключениям относятся случаи, когда контрактом предусмотрена выплата аванса.
Расчеты по договорам в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению. С 1 июля 2020 года в статье 96 Закона № 44-ФЗ появится положение о том, что заказчик вправе не устанавливать требование к обеспечению исполнения контракта при казначейском сопровождении. Если заказчик принял решение установить требование к обеспечению исполнения контракта, размер его не должен превышать 10 процентов от НМЦК, а при закупках у СМП и СОНО — 10 процентов от цены контракта.
На случай казначейского сопровождения законодатель распространил и правила уменьшения обеспечения исполнения контракта, которые доступны в новой редакции части 7.3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.
Такие меры являются антикризисными для различных сторон контракта. Во-первых, сокращается финансовое бремя поставщика. Во-вторых, отменяются рутинные обязанности заказчика по расчету сроков предоставления и возврата обеспечения, проверке банковских гарантийных и перечислению средств. С другой стороны, увеличивающиеся риски создают для бюджета некомпенсируемые убытки и недостатки. Особо беззащитные по контракту становятся гарантийные обязательства при закупке машин и оборудования, которые должны быть выполнены в части 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Правило не устанавливать гарантийные обязательства и установить минимальный размер обеспечения контракта, должно применяться в исключительных случаях, например, когда отсутствует конкурентный рынок и необходимо привлечь больше участников к закупкам.
Третий блок изменений, которые вступят в силу 1 октября 2020 года
Еще один блок изменений Закона № 124-ФЗ корректирует, дополняет и присоединяется к поправкам Закона № 449-ФЗ, которые ожидали вступления в силу с конца 2019 года. Кроме того, уточняются процедурные требования нового электронного запроса котировок и электронных закупок у единственного поставщика до 3 млн руб.
Часть 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ – разрешены требования к содержанию информации о закупках и данных, которые должны быть включены в предварительное предложение о поставке. Теперь предусмотрен порядок автоматического резервирования необходимого количества товара на площадке и перенос указанного объема в контракт.
Кроме того, поправки устранили существовавшее ранее противоречие части 9 статьи 83.2 и пункты 4 части 13 статей 83.1 Закона № 44-ФЗ. Контракт можно заключить не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
Вступление в силу положений закона о способе определения поставщика запроса в электронной форме откладывается до 1 октября 2020 года. Это даст время заказчикам для того, чтобы спланировать новые электронные этапы контрактации, подготовить организационные и технические условия для работы с ГИС «Независимый регистратор» в личных кабинетах пользователей.
Четвертый блок изменений, вступление в силу 1 января 2021 года
Кроме того, с 1 января 2021 года федеральные законы, которые вносят изменения в положения Закона № 44-ФЗ, предусматривают планирование, определение поставщиков, контроль, мониторинг и аудит в сфере закупок, вступают в силу с 1 января очередного календарного года, следующего за годом их принятия. А если изменения приняты после 1 октября текущего календарного года, они вступают в силу с 1 января года, следующего за очередным календарным годом. Таким образом, участники контрактной системы, наконец-то, получили возможность изучить новые возможности, и провести подготовительные и организационные мероприятий.
Комиссия по открытым закупкам или комиссия по определению поставщиков уполномоченных органов будут проверять участников закупок по административным вопросам по статье 19.28 КоАП в течение двух лет до подачи заявок. Такая обязанность возникнет с 1 января 2021 года. Проверку следует проводить, используя реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП. Этот реестр сформирован Генеральной прокуратурой на официальной веб-странице ведомства. С обновленными сведениями по постановлениям, которые приняты в 2020 году, можно ознакомиться по ссылке: https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/1815676/
В таблице приведены сведения о необходимости соблюдения новых положений в проекте контракта, о новых правах и обязанностях заказчика.
Полный обзор изменений Закона № 44-ФЗ, которые вступают в силу поэтапно до 1 июля 2021 года (нажмите для увеличения)
|