« Назад
Критерии профессионального обучения в системе госзакупок 19.06.2018 14:51
Система государственных закупок в нашей стране претерпела значительные изменения и несравнима с той, что существовала еще пять лет назад. Значительную роль здесь, в первую очередь, сыграла реформа законодательства: с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Документ создает возможность целостного подхода к процессу госзакупок: от планирования до системы контроля.
Рост возможностей, а с ними и потребностей государственных организаций актуализируют необходимость не только поиска грамотных и надежных специалистов, но и обучения уже работающих сотрудников сферы закупок. Многие государственные заказчики задаются вопросами:
Критерии “Профессионального стандарта специалиста”:
о чем важно знать?
Организации-заказчики хорошо понимают, что производительность и конкурентоспособность компании – это, прежде всего, профессионализм и компетентность контрактного управляющего. Критерии выбора специалистов по госзакупкам утверждают сейчас профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (приказ Министерства труда и социальной защиты российской федерации от 10 сентября 2015 г. N 625н) и профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» (приказ Министерства труда и социальной защиты российской федерации от 10 сентября 2015г. N 626н).
Высшее профессиональное образование – один из основных критериев стандартов. Так, например, на должность контрактного управляющего, не может быть выбран сотрудник, имеющий среднее образование. Шкала требований, предъявляемая сотрудникам, работающим в сфере госзакупок, высока. Владеть нормативной базой, знать основы бухгалтерского учета уметь разбираться во всех нюансах документооборота, регламенте аукциона, быть мастером в осуществлении стратегического управления – вот лишь неполный перечень качеств сотрудника контрактной сферы.
Где обучить специалистов?
Какие формы профессионального обучения существуют?
Образовательные услуги по подготовке специалистов контрактной сферы предоставляют сегодня многие образовательные учреждения, позволяя выбрать форму обучения. Освоить программу как профессиональной переподготовки, так и курсов повышения квалификации можно очно или заочно. Также современные технические возможности позволяют организовать обучение дистанционно без отрыва от производства. На сегодняшний день эта форма освоения программы является наиболее востребованной, так как позволяет специалисту самостоятельно выбирать время обучения и организовывать учебный процесс, согласуя его со своим личным графиком. По окончании программы сотрудник получает удостоверение, которое служит своеобразным разрешением на ведение закупочной деятельности в структуре государственных организаций.
Есть ли требования к объему обучения?
Профессиональная переподготовка сотрудника занимает довольно длительное время, объем ее составляет, согласно стандарту, не менее 250 часов. Но она необходима в том случае, если специалист не имеет образования в сфере закупок.
Регулярно актуализировать знания и повышать свою квалификацию обязаны все работники контрактной сферы. И это требование оправдано, поскольку, с одной стороны, государство на сегодняшний день усиленно контролирует закупочную деятельность, с другой – необходимость знания множества нюансов и «подводных течений» процесса, а также мастерства в решении значительного числа вопросов в режиме многозадачности продиктованы сложностью самой работы. Методические рекомендации, в основе которых заложен принцип профессионализма (письмо МЭР № 5594-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки № АК-553/06 от 12 марта 2015 года), четко регламентируют сроки прохождения программ повышения квалификации и их объем:
- 40 часов – минимальный объем для реализации программы повышения квалификации. Он допустим лишь для руководителей организаций. Важное условие – сам руководитель лично не может участвовать в работе, связанной с закупочной деятельностью.
- 108 часов – предельный минимум, в течение которого реализуются дополнительные профессиональные программы для специалистов сферы госзакупок. Объем программы не зависит от применяемых технологий обучения.
Каждые три года, не реже, специалисты должны направляться на обучение.
Качественное обучение специалистов контрактной службы напрямую влияет на эффективность работы организации. Поэтому актуальность вопросов профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников в сфере закупок на сегодняшний день не оставляет сомнений.
|