« НазадКак подготовиться к проверке ФАС: изменения в законодательстве и заблуждения заказчиков 07.04.2023 12:38Почему мораторий на проверки не распространяется на Закон № 44-ФЗ В 2023 году действует частичный мораторий на проверки, который ввело постановление Правительства от 10.03.2022 № 336. Запрещается проведение проверок по Законам № 135-ФЗ и № 261-ФЗ кроме исключительных случаев. Например, если контрольный орган получил требование органа прокуратуры, поручение Президента или Правительства. Введение моратория привело к тому, что проверки по указанным предметам сегодня практически не проводятся. Однако мораторий не распространяется на проверки, проводимые по Закону № 44-ФЗ. Заблуждение заказчика. Наша организация получила от УФАС уведомление о проведении внеплановой проверки по 44-ФЗ. Однако нам стало известно, что Правительство ввело мораторий на проведение контрольных мероприятий в 2023 году. Считаем, что действия УФАС незаконны. Разъяснения эксперта. Проведение проверки УФАС законно, поскольку положения постановления № 336 не применяются в отношении контрольных мероприятий на предмет нарушения Закона 44-ФЗ. К чему готовиться заказчику при проверке по 44-ФЗПорядок проведения проверок определен статьей 99 Закона № 44-ФЗ и постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576. Проверки по Закону № 44-ФЗ могут быть плановыми и внеплановыми. При плановой проверке проверяют действия заказчика при проведении закупок в целом за период. На внеплановых проверяют конкретные проблемные закупки заказчика или исполнение ранее выданного предписания при истечении срока. Проверки могут проводиться в выездном формате — контролеры истребуют информацию по его месту нахождения, и в документарном — с запросом информации по месту нахождения контрольного органа. Плановая проверка. С информацией о плановой проверке заказчик может ознакомиться из приказа и уведомления о ее проведении. В приказе о проведении плановой проверки в силу пункта 50 постановления № 1576 должны быть указаны: Из уведомления о плановой проверке заказчик на основании пункта 51 постановления № 1576 дополнительно может узнать, какие документы и информация понадобятся и в какие сроки их предоставить. Из уведомления узнаете, что подготовить для работы комиссии: какие потребуются помещение, оргтехника, средства связи и иные средства и оборудование.
Внеплановая проверка. Постановление № 1576 не устанавливает требований к проведению внеплановой проверки, кроме указания на состав комиссии (п. 4 постановления № 1576). Информацию о месте, дате и времени проведения внеплановой проверки заказчик узнает из уведомления (п. 27 постановления № 1576). Как правило, содержание документов для внеплановой проверки стандартное. Тем не менее в каждом документе имеются важные нюансы. Обратите особое внимание на основания проведения проверки. Антимонопольные органы не вправе проводить внеплановые проверки без оснований, при отсутствии жалоб или иных сообщений о нарушениях при проведении закупки либо ранее выданных предписаний. Плановая проверка. Проверка проходит по плану, который утвержден руководителем контрольного органа на один год до начала года, в котором будет проводиться проверка (п. 44 постановления № 1576). Плановые проверки возможны только при наличии заблаговременно утвержденного плана. Где можно узнать о проверкеВопрос заказчика. Можно ли ознакомиться с информацией о проверке без визита в антимонопольный орган и без ожидания документов от УФАС? Разъяснения эксперта. С информацией о плановых проверках можно ознакомиться в разделе ЕИС по адресу: https://zakupki.gov.ru/ epz/inspectionplan/search/search_eis.html. О проводимых и завершенных внеплановых проверках можно узнать по адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/unscheduledinspection/search/search_eis.html. Какая периодичность проведения проверок Вопрос заказчика. Как часто могут проводиться проверки ФАС? Разъяснения эксперта. Внеплановые проверки при наличии оснований могут проводиться сколь угодно часто. В большинстве случаев здесь срабатывает принцип — меньше нарушений — меньше проверок. Логика данного принципа вполне ясна: чем меньше нарушений допускает заказчик, тем меньше на него жалуются. Повышение профессионализма заказчика и регулярное проведение внутреннего аудита должны привести к уменьшению количества внеплановых проверок. Плановые проверки по части 13 статьи 99 Закона № 44-ФЗ могут проводиться не чаще чем один раз в шесть месяцев. На периодичность их проведения в отношении конкретного заказчика влияет отнесение субъекта контроля к категории риска — высокой, средней или низкой. Здесь сам заказчик может повлиять на частоту проверок, поскольку основным критерием определения категории риска является количество закупок, проведенных с нарушениями Закона № 44-ФЗ. Заблуждение заказчика. Нас уже проверяли по 44-ФЗ в 2021 году. Сегодня опять пришел приказ о плановой проверке. Однако частью 2 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ закреплено, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Собираемся пожаловаться в прокуратуру. Разъяснения эксперта. Положения Федерального закона № 294-ФЗ не применяются к процедурам проведения проверок по Закону № 44-ФЗ. Часть 13 статьи 99 Закона № 44-ФЗ предусматривает периодичность проведения плановых проверок не чаще чем один раз в 6 месяцев. При подготовке к плановым проверкам отследите период, за который будут проверяться закупки. Эта информация значима. Согласно пункту 45 постановления Правительства от 01.10.2020 № 1576 плановой проверке подлежат закупки за последние три года до даты начала ее проведения. Срок периода плановой проверки может быть изменен по решению контрольного органа. Как показывает правоприменительная практика антимонопольной службы, далеко не все контролеры применяют именно трехлетний период. Такая ситуация имеет простое объяснение — срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе составляет один год с момента совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП). Какой срок давности привлечения к ответственностиВопрос заказчика. В акте, составленном по результатам плановой проверки в марте 2023 года, нам вменены нарушения Закона № 44-ФЗ по закупкам, проведенным в 2020–2021 гг. Грозит ли нам наложение административного штрафа в такой ситуации? Разъяснения эксперта. В данной ситуации уже истекли сроки давности привлечения заказчика к административной ответственности. В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП при таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. Поэтому ни заказчик, ни его должностное лицо административной ответственности не подлежат. Какие сведения можно не направлять в ФАСВопрос заказчика. Какие сведения заказчик может не представлять контрольному органу в сфере закупок при проведении проверки? Разъяснения эксперта. Заказчик не обязан предоставлять в ФАС сведения, которые уже разместил в ЕИС в соответствии с Законом № 44-ФЗ (п. 14 постановления № 1576). Например, извещение, проект контракта, информацию из реестра контрактов. Все остальные сведения, не размещенные в ЕИС, но имеющие отношение к предмету проверки, контрольный орган может запрашивать, и заказчик должен представлять их в установленные сроки. Среди таких сведений: Чтобы в срок предоставить документы в контрольный орган, обеспечьте надлежащий порядок хранения и систематизации закупочных документов, не публикуемых в ЕИС. Заблуждение заказчика. Нигде не увидели порядок и сроки хранения документов по закупкам в рамках Закона № 44-ФЗ. Наводим порядок в документообороте и собираемся установить сокращенные сроки хранения документов. Заодно меньше нарушений найдут при проверке. 6 лет — срок хранения закупочных документов. Разъяснения эксперта. Информация и документы о закупке, начиная с 1 января 2022 года, должны храниться не менее шести лет (ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). При этом с 18 февраля 2020-го бессрочно должны храниться положения о контрактных управляющих, контрактной службе, комиссиях (закупочной, приемочной). Отказ в представлении документов о закупке контрольному органу, если срок хранения таких сведений не истек, является неправомерным. Нормативно не установлены конкретные ограничения в отношении сроков предоставления информации. При таких обстоятельствах сроки определяются самостоятельно инспекцией контрольного органа в уведомлениях, именно эти сроки должны соблюдать заказчики в ходе взаимодействия с контрольным органом. В любом случае сроки ограничиваются общим сроком проведения проверки, поскольку по его истечении предоставление какой-либо информации контрольному органу будет бессмысленным. Административная ответственность за препятствие проверкеЧастями 1–3 статьи 19.4.1 КоАП установлена административная ответственность за воспрепятствование деятельности должностного лица органа государственного контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок. Возможные санкции — административные штрафы для должностных лиц в размере до 20 тыс. руб., для юридических лиц — в размере до 100 тыс. руб. Частью 1 статьи 19.7.2 КоАП предусмотрена административная ответственность за непредоставление, несвоевременное предоставление, а также за предоставление заведомо недостоверных информации и документов контрольному органу при проведении проверки по Закону № 44-ФЗ. Возможные санкции — административные штрафы на должностных лиц в размере 15 тыс. руб.; на юридических лиц — 100 тыс. руб. Вопрос заказчика. Получили уведомление о проведении проверки от УФАС с истребованием информации, но по техническим причинам забыли на него ответить. Очень не хотелось, чтобы наказали руководителя. Какой штраф ему грозит? Разъяснения эксперта. За такое деяние наступает административная ответственность согласно части 1 статьи 19.7.2 КоАП в виде штрафа на должностное лицо в размере 15 тыс. руб.
По материалам журнала |
Комментарии
Комментариев пока нет