Таблица 1. Изменения в закупках, которые заказчики могут применять в 2024 году
Как стало |
Как было |
Что может быть непонятно |
Работа в ЕИС |
||
С 1 апреля нельзя работать в личных кабинетах пользователей в ЕИС через браузер «Спутник» (информация с сайта ЕИС) |
Личный кабинет ЕИС работал в браузере «Спутник» |
Рекомендуем использовать браузеры, которые поддерживают протоколы безопасности с использованием российских криптографических стандартов. Например, Яндекс.Браузер, Chromium-Gost |
«ЛОКО-Банк» включили в перечень банков, на банковские счета которых вносятся денежные средства для обеспечения заявок (распоряжение Правительства от 28.02.2024 № 457-р) |
«ЛОКО-Банк» не был включен в перечень банковских организаций, которые работают с обеспечением заявок |
Перечень банков, которые работают с обеспечением, утвержден распоряжением Правительства от 13.07.2018 № 1451-р |
Обязанность получать лицензии на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию отложили (Закон от 26.02.2024 № 22-ФЗ) |
Обязательное лицензирование деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации планировалось с 1 марта 2024 года (Закон от 29.05.2023 № 194-ФЗ) |
С 1 марта 2025 года будет запрещено оказывать услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения без лицензии |
Описание объекта закупки |
||
При описании объекта закупки сведения о доле вторсырья заказчики не обязаны указывать в структуре (письмо Минфина от 27.12.2023 № 24-03-08/126782) |
С 1 января 2023 года заказчиков обязали в извещении указывать обязательную долю вторсырья |
Сведения о доле вторсырья не относятся к функциональным, техническим, качественным характеристикам. Заказчики их приводят в полном описании объекта закупки, которое включают в извещение как приложение |
Административная ответственность |
||
Расширили административную ответственность за нарушения в рамках ГОЗ (Закон от 11.03.2024 № 44-ФЗ) |
Административная ответственность за нарушения требований по контролю качества и приемке продукции в рамках ГОЗ не распространялась на должностных лиц заказчика |
Изменения вносят в статьи 2.5 и 14.55 КоАП. Должностное лицо заказчика за нарушение условий госконтракта в рамках ГОЗ, а также за нарушение порядка, сроков контроля и приемки работ заплатит штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Составлять протоколы и рассматривать дела будет ФАС (ст. 23.82 КоАП) |
МЧД |
||
Утвержден Порядок представления и хранения доверенностей в информационных системах Федерального казначейства (приказ Федерального казначейства от 28.12.2023 № 26н) |
Порядка представления и хранения МЧД в информационных системах Казначейства не было |
МЧД для госзакупок формируются и хранятся в ЕИС, передаются в другие системы, если есть соглашение об информационном обмене. Приказ действует до 1 марта 2028 года. Сведения о доверенностях, которые хранятся в информационных системах Федерального казначейства, пока не передаются в ЕСИА |
Антимонопольное регулирование |
||
Правительство утвердило программу борьбы с картелями на 2024–2028 годы. ФАС должна разработать и запустить ГИС «Антикартель» (распоряжение Правительства от 05.03.2024 № 512-р) |
Ранее действовала межведомственная программа, которая была рассчитана на 2019–2023 годы. Ее меры сократили в три раза число нарушений законодательства |
Один из целевых показателей программы — реализация норм «мягкого» права, которое предусматривает добровольную подачу признаний для освобождения от ответственности. Программа должна увеличить эффективность закупок и справедливость ценообразования |
Нацрежим |
||
Дополнили список автомобилей российского производства, использование которых для целей государственной и муниципальной службы является приоритетным (письмо Минпромторга от 22.02.2024 № КА-17718/20) |
Первоначальный список Минпромторг опубликовал в письме от 20.10.2023 № КА-112797/20. В перечне было меньше автомобилей российского производства |
Теперь в перечень входит 35 моделей, которые можно закупать чиновникам для служебных нужд. В приоритетном порядке следует рассматривать высоколокализованные модели. Купить автомобили, уровень локализации которых ниже порогового значения для доступа к госзакупкам, заказчик вправе только по разрешению Минпромторга |
Расширили перечень классов ПО, информация о котором включается в Реестр российского ПО. Классификатор программ для ЭВМ и баз данных дополнен новым классом ПО — мессенджерами или программами для обмена мгновенными сообщениями (приказ Минцифры от 04.12.2023 № 1041) |
Перечень классов ПО, информация о котором включается в Реестр российского ПО, был меньше |
Приказом Минцифры для различных классов ПО вводятся дополнительные, детализированные коды ОКВЭД. Госзаказчики при закупке ПО должны приобретать софт, который включен в реестр, или обязательно обосновывать закупку зарубежного софта |
Стройзакупки |
||
Опубликовали приказ Минстроя, который утверждает методику определения стоимости работ по инженерным изысканиям (приказ Минстроя и ЖКХ от 09.01.2024 № 1/пр) |
Ранее стоимость определялась по методическому пособию по определению стоимости инженерных изысканий для строительства, которая была введена в действие письмом Госстроя от 31.03.2004 № НЗ-2078/10 |
Новую методику определения стоимости работ по инженерным изысканиям заказчики применяют с 22 марта 2024 года |
Таблица 2. Изменения в правилах госзакупок, которые планируются
Что планируется |
Как сейчас |
Как применять новацию |
Предлагают определить обязанность заказчика устанавливать требование об отсутствии информации об участнике в РНП (ID проекта 566146-8) |
Сейчас требование об отсутствии поставщиков в РНП — это право, а не обязанность госзаказчиков |
В тексте Закона № 44-ФЗ хотят исключить слова, которые дают право заказчику не устанавливать требование об отсутствии в РНП в извещении |
Предлагают вывести из-под действия норм Закона № 223‑Ф3 производителей сельскохозяйственных товаров, доля государственного участия в которых превышает 50 процентов (ID проекта 572390-8) |
Сельхозпредприятия с государственным участием закупают по правилам Закона № 223-ФЗ |
Сельхозпредприятия не являются монополистами и не имеют сверхдоходов, поэтому им планируют разрешить закупать упрощенно |
Планируют утвердить новый порядок присвоения и изменения идентификационных кодов гарантов и порядок присвоения, применения, а также идентификационных кодов заказчиков (ID проекта 146186) |
Сейчас действует порядок по приказу Минфина от 24.12.2021 № 227н |
Идентификационный код заказчика будет присваиваться Казначейством и применяться при ведении реестра независимых гарантий, реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения о гостайне |
Предлагают расширить перечень оснований, по которым регионы смогут проводить закупки у единственного поставщика в 2024 году (проект постановления Правительства о внесении изменений в постановление от 10.03.2022 № 339) |
Сейчас правила закупок определяются по постановлению Правительства от 10.03.2022 № 339. Регионы закупают у едпоставщика по решению Правительства |
Заказчики смогут закупать по решению высшего исполнительного органа региона или местной администрации, а не Правительства по спецоснованиям для закрытия потребностей в рамках ГО и ЧС и режимов готовности, для восстановления объектов в регионах |
Комментарии
Комментариев пока нет