После антисанкционных изменений |
До введения санкций |
Что значит для заказчика и поставщика |
Разрешили менять существенные условия контракта. Добавили часть 65.1 в статью 112 Закона № 44-ФЗ |
Изменение существенных условий не допускалось, за исключением случаев из части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ |
Новые правила дают возможность сохранить контракты, которые зависли из-за санкционных ограничений. |
Установили новые основания закупки у едпоставщика. Региональные органы власти выпускают НПА по особым закупкам у едпоставщика по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ |
НПА, на основании которых проводили закупки по пункту 2 части 1 статьи 93, могли выпускать только Президент и Правительство |
Новые правила помогают заказчикам быстро проводить закупки товаров и услуг, которые стали дефицитными в условиях санкций. |
Авансы по федеральным контрактам повысили до 90 процентов. Правило действует для контрактов, которые оплачиваются из федерального бюджета, в том числе для строительных контрактов. Право заказчикам установить аванс от 50 до 90 процентов от суммы контракта в пределах ЛБО дали постановлением от 29.03.2022 № 505 |
Предел размера аванса составлял 30 процентов по федеральным контрактам, в том числе федеральным контрактам на работы по строительству. Был запрет на авансирование для федеральных нужд продукции из специального перечня (п. 20 положения из постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496) |
Положительное новшество для поставщиков и спорное для заказчиков. Выплата высоких авансов поставщику рискованна — существует возможность, что поставщик недобросовестный и аванс придется возвращать через суд. Новое правило повысит активность поставщиков, но может создать затруднения заказчикам. |
Разрешили списывать неустойку. Дополнили статью 34 частью 9.1. Правительству дали право установить случаи и порядок списания неустоек, начисленных из-за санкций. Правительство выпустило постановление от 10.03.2022 № 340 |
В 2020–2021 годах можно было списывать неустойку по контрактам, не исполненным из-за ковида |
Чтобы воспользоваться новыми правилами, поставщику придется обосновать невозможность исполнить обязательства по контракту санкциями. |
Срок оплаты по контрактам сократят. С 1 мая для федералов срок по электронным контрактам — 7 рабочих дней. Это касается контрактов, извещение о закупке для которых размещено с 1 мая 2022 года. Такой же срок — для контрактов с СМП и СОНО. Для бумажных контрактов срок оплаты остается 10 рабочих дней. Также 10 рабочих — по контракту с казначейским сопровождением. Для остальных не федеральных заказчиков новые сроки действуют с 1 июля 2022 года |
С 1 января 2022 срок оплаты по контрактам с СМП составлял 10 рабочих дней, а по электронным контрактам — 15 рабочих дней |
Заказчикам придется еще быстрее проводить оплату по контрактам с СМП. Для контрактов с электронной приемкой товара срок самый короткий. Поэтому если у вас остались проблемы с электроприемкой, рекомендуем разрешить все вопросы до 1 мая или 1 июля, в зависимости от того, являетесь ли вы федеральным заказчиком |
Запретили использовать иностранную валюту для цены контракта. Исключение — закупки заказчиков, которые работают на территории иностранного государства. Также при определении НМЦК нельзя брать информацию о котировках на иностранных биржах |
Цена контракта, заключаемого по итогам торгов, могла быть определена в иностранной валюте. В этом случае заказчик указывал в извещении сведения о валюте и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю |
Сложнее стало заказчикам, которые закупают товары у иностранных производителей из дружественных стран |
Увеличили срок, в который заказчик направляет проект контракта на подпись победителю электронного запроса котировок до 1 рабочего дня после дня размещения в ЕИС итогового протокола |
Срок направления проекта контракта на подпись победителю электронного запроса котировок составлял 3 часа |
Положительное изменение, поскольку заказчики не всегда успевали за отведенное время подготовить и направить на подпись победителю проект контракта |
Разрешили не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта и гарантийных обязательств, если не предусмотрена выплата аванса |
Такое право уже давали заказчикам на 2020 год в связи с коронакризисом. Правило действовало до 31.12.2020 |
Новое правило является правом заказчика, а не обязанностью. Устанавливать ли обеспечение или нет — зависит от нужд конкретной закупки и заказчика |
Введут новое основание для включения в РНП. С 1 июля 2022 года в РНП будут включать информацию поставщиках, которые необоснованно приняли решение об одностороннем отказе от контракта |
Сейчас такого основания для включение в РНП, как необоснованный односторонний отказ поставщика, нет |
Положительное изменение для заказчика и отрицательное — для поставщика. Поставщики будут реже отказываться от исполнения контракта в одностороннем порядке, учитывая, что с июля за это можно попасть в РНП |
Увеличили срок для направления сведений в РНП. Заказчик теперь обязан подать сведения в ФАС о включении в РНП не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе либо с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта |
Сведения о включении в РНП заказчик должен был подавать в день вступления в силу решения об одностороннем расторжении контракта со стороны заказчика либо в день признания участника уклонистом |
Положительное изменение — у заказчика в два раза больше времени, чтобы подать сведения об участнике в РНП |
Закупки «под ключ» не зависят от перечней правительства. До 1 января 2024 года можно проводить закупки, предметом которых является одновременно подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий, работы по строительству, реконструкции и капремонту объекта капстроительства. Для этого объект капстроительства больше не должен входить в перечень правительства, региональных или местных властей |
Раньше закупки «под ключ» можно было проводить только для объектов из перечней правительства, региональных или местных властей |
До 1 января 2024 года заказчики могут проводить закупки «под ключ» по объектам капстроительства, не включенным в перечни |
Закупки лекарств и медизделий |
||
Повысили объемы закупок лекарств у едпоставщика. Часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ дополнили пунктом 5.1. До конца 2022 медорганизации могут по решению учредителя закупать лекарства, расходные материалы и медицинские изделия у едпоставщика. Годовой объем закупок лекарств по данному пункту не должен превышать для лекарств и расходных материалов 50 млн руб., для медизделий — 250 млн руб. Максимальную сумму закупки лекарств у едпоставщика по решению врачебной комиссии увеличили до 1,5 млн руб. Изменения внесли в пункт 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ |
Раньше пункта для закупок у едпоставщика по решению учредителя не было. Максимальная сумма закупки лекарств у едпоставщика по решению врачебной комиссии составляла 1 млн руб. |
Заказчикам дали возможность восполнить недостачу лекарств, в том числе иностранного производства, которые ушли с российского рынка из-за санкций. Также можно закупать у иностранного едпоставщика, если он из страны, которая не отнесена к недружественным. |
Разрешили закупать медизделия одним лотом. Постановление от 16.03.2022 № 374 приостановило действие запрета на объединение медизделий разных видов в один лот |
Нельзя было объединять в один лот медизделия, если НМЦК превышала лимит по постановлению от 19.04.2021 № 620, а именно: — 600 тыс. руб., если на медизделия в предыдущем году потратили менее 50 млн руб.; — 1 млн руб. — от 50 млн до 100 млн руб.; — 1,5 млн руб. — более 100 млн руб. |
Новое правило упрощает заказчикам закупку медизделий, но только временно — до 1 сентября 2022 года |
Ввели правила для реестра поставщиков лекарств без аналогов. Ввели специальное основание для закупки у едпоставщика по пункту 28.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ лекарств или медизделий, которые не имеют российских аналогов. Контракт заключают с поставщиком из специального реестра по постановления от 23.03.2022 № 443 |
Такого основания для закупки у едпоставщика раньше не было, его ввели Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ |
Правило поможет заказчикам сферы здравоохранения быстро восполнить недостаток лекарств, у которых нет российских аналогов. Но правило тоже временное: новые правила ведения реестра действуют до 1 августа 2022 года, пункт 28.1 — до 8 марта 2024 года. |
Повысили лимиты для запроса котировок по медоборудованию, расходным материалам к нему и техсредствам реабилитации инвалидов. Постановление от 06.03.2022 № 297 разрешает такие закупки для НМЦК не выше 50 млн руб. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 750 млн руб. |
Для запроса котировок НМЦК не превышала 3 млн руб. Годовой объем закупок запросами котировок не превышал 20 процентов СГОЗ. Заказчики, СГОЗ которых в прошедшем году составил менее 500 млн руб., могли провести запросы котировок на сумму не более 100 млн руб. |
Правило поможет заказчикам сферы здравоохранения быстро восполнить недостаток лекарств и медоборудования. Но правило тоже временное — действует только до 1 августа 2022 года |
Добавили контракты для нормального жизнеобеспечения граждан. К товарам для нормального жизнеобеспечения граждан добавили медицинские изделия и технические средства реабилитации |
Ранее к объектам закупок для нормального жизнеобеспечения относилось продовольствие; средства для оказания скорой, специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме; лекарственные средства; топливо |
Упрощение для медицинских закупок. Закупать медицинские изделия и техсредства реабилитации теперь можно электронным запросом котировок независимо от НМЦК |
Закупки по 223-ФЗ |
||
Попавшие под санкции заказчики по 223-ФЗ не размещают в единой информационной системе сведения о своих закупках. По постановлению от 06.03.2022 № 301 заказчики по 223-ФЗ вправе проводить конкурентные закупки закрытым способом, в том числе в электронной форме. При этом закрытые конкурентные закупки в электронной форме проводят исключительно на специализированной электронной торговой площадке |
Все заказчики по 223-ФЗ обязаны были размещать свои закупки в ЕИС, исключения составляли только закрытые закупки |
Основная задача заказчиков при этом — избежать размещения информации о закупке и о поставщике в ЕИС и на других открытых площадках. Это сделано, чтобы защитить поставщиков от санкций |
Запретили закупать импортное ПО. С 31 марта заказчикам по 223-ФЗ нельзя закупать иностранное ПО для объектов критической инфраструктуры, а также услуги, которые могут понадобиться для использования программ на этих объектах. Исключение — заказчики с муниципальным участием, для них такие закупки оставили. Остальные заказчики по 223-ФЗ должны получить согласие уполномоченного органа. Правило ввел Указ Президента от 30.03.2022 № 166 |
Закупать иностранное ПО было можно |
Запрет уже действует. Закупать иностранное ПО запрещено, а конкурентоспособного российского на рынке сейчас нет. Установлены требования к программному обеспечению, которое заказчики должны использовать на своих объектах критической инфраструктуры и правила согласования закупок иностранного ПО и услуг |
Заказчики по 223-ФЗ должны оплачивать договоры в срок не более 7 рабочих дней с даты, когда заказчик подписал документ о приемке. Раньше такой срок оплаты применяли для закупок у МСП |
Раньше срок оплаты по контракту законом 223-ФЗ не регламентировали |
Заказчики смогут не применять изменение, если установят иной срок оплаты в положении о закупке. Если прописываете иные сроки в положении, укажите конкретные сроки оплаты или порядок определения таких сроков, а также перечень ТРУ, к которым такие сроки применяете |
Изменят описание объекта закупки. С 1 июля 2022 года в описание объекта закупки можно будет включать название страны происхождения товара |
Сейчас страну происхождения в описании объекта закупки указывать нельзя |
Положительное изменение. Заказчик сможет легально ограничить число участников, чтобы закупить именно тот товар, который ему нужен |
Введут новые основания для включения в РНП. С 1 июля 2022 года в реестр попадут поставщики, если из-за существенных нарушений ими договора последовал односторонний отказ заказчика. При этом в отношении заказчика ввели внешние санкции. В РНП будут также включать поставщиков, с которыми расторгли договор по решению суда |
Сейчас при одностороннем внесудебном расторжении договора вносить сведения о поставщике в РНП нельзя |
Положительное изменение для заказчика и отрицательное — для поставщика. Поставщики будут более внимательно исполнять договоры, чтобы не попасть в РНП |
Добавят закупки строительства «под ключ». С 1 июля 2022 года разрешат проводить закупки «под ключ» на подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий, строительства, реконструкции, капремонта и поставку оборудования для эксплуатации объекта капстроительства |
Закупок «под ключ» в 223-ФЗ сейчас нет |
Положительное изменение. Закупки под ключ смогут проводить не только заказчики по 44-ФЗ, но и по 223-ФЗ |
Закрытые закупки будут публиковать в закрытой части ЕИС. С 1 октября 2022 года правительство отдельным актом установит особенности включения сведений о закупках, которые не подлежат размещению в ЕИС. Заказчики будут публиковать такие закупки в закрытой части системы |
Сейчас такие закупки по 223-ФЗ не размещают в ЕИС |
Заказчикам, которые сейчас избавлены от необходимости публиковать свои закупки в ЕИС, придется это делать с октября. Это потребует, как минимум, дополнительных трудозатрат и времени |
Журнал Госзакупки.Ру
Комментарии
Комментариев пока нет