Единый номер по РФ:
Тел. в Москве:
График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00

Изменения в 94-м ФЗ: ликбез для госзаказчиков и поставщиков

Помимо сайтов, на которых размещается информация о государственных и муниципальных закупках, заказчикам и поставщикам необходимо следить за изменяющимся 94-м ФЗ.

В скором времени закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" привлечет участников госзаказа к электронным аукционам, однако внесенных поправок, в которых необходимо разобраться, пока и так хватает.

Об изменениях в законе и о том, как сделать работу с 94-м ФЗ плодотворной, и госзаказчикам, и поставщикам рассказывала Оксана Емцова, лектор образовательного центра "Аргентум", специализирующегося в области бизнес-образования, 15 и 16 июля 2010 года в Ленинградской областной торгово-промышленной палате.

С начала 2011 года изменится в первую очередь само место действия заказчиков и поставщиков: информация обо всех госзаказах будет размещаться на официальном общероссийском портале www.zakupki.gov.ru. "Предполагается, что один сайт на всю Россию вместо 50 тысяч существующих сейчас будет лучше", — отметила ведущий эксперт по госзакупкам, консультант ряда федеральных целевых программ и проектов Всемирного банка Оксана Емцова. По словам лектора, единый портал будет легче контролировать. Она добавила, что Министерство экономического развития обещало запустить тестовую версию сайта уже в августе 2010-го.

Создадут и Единый государственный реестр контрактов, который будет вести федеральное казначейство. "Будут регистрироваться даже договоры, заключенные на суммы до 100 тысяч рублей", — сообщила эксперт.

Нововведением является и обязательное размещение на сайте плана-графика закупок на год. "Мало кто составлял его по желанию, но в 2011-м это коснется уже всех", — заявила Емцова. "Процентов на 80 вы знаете, что будете покупать, так что план составить несложно. Идея размещения еще и графика закупок сама по себе прекрасная: поставщики, оценив свои возможности, смогут планировать участие в торгах. Но то, что будет опубликовано в начале года, никак не совпадет в с тем, что получится в конце", — пояснила лектор. Правда, как она подчеркнула, наказывать за несоблюдение этой нормы никто не будет.

"94-й ФЗ предполагает, что заказчик абсолютно точно знает, чего хочет. Надо различать функциональные и качественные характеристики, а техзадание необходимо нейтрализовать, чтобы ни в коем случае не ограничить конкуренцию", — порекомендовала Оксана Емцова. Так, по ее словам, объем двигателя следует указывать с пометкой "не менее", а конечный интервал не задавать.

Вопросы на семинаре вызвал и порядок оформления заявки. "Неоднозначное прочтение заявки может привести к ее отклонению", — предупредила эксперт. В конкурсной документации, в свою очередь, должны быть инструкции по формированию заявки.

Она отметила, что в конкурсе в отличие от аукциона должно оставаться несколько неизвестных параметров, которые определяет сам заказчик. В аукционе же неизвестна только цена. Также отличие аукциона в том, что заявку на него можно только подать и отменить, но не изменять. Организуя закупки на товары, нельзя указывать требования к квалификации участников, дополнила свое выступление Емцова. "Свойство товара не зависит от свойств поставщика", — заявила эксперт. Зато о квалификации можно говорить в рамках конкурса на услуги. "Наполните требования к квалификации смыслом. Можно попросить поставщика указать опыт выполнения аналогичных работ и информацию о сертификации специалистов", — пояснила Оксана Емцова.

Напомнила она и о необходимости для заказчиков создать специальную комиссию по размещению заказа и написать соответствующее положение о ее полномочиях. "К задачам заказчика также относится определение начальной цены, предмета и условий контракта, утверждение проекта контракта, определение условия торгов", — перечислила лектор. Она отметила, что для определения начальной цены необходимо провести маркетинговое исследование рынка, а также получить среднее арифметическое от цен, которые предлагают поставщики. Однако последнее подходит только для субъекта, а не для всей страны.

Об уклонившихся от подписания контракта поставщиках, как сообщила Емцова, заказчики должны сообщать в контролирующие органы. Ведь именно по решению ФАС они попадают в реестр недобросовестных поставщиков. "Если заказчик не уведомит ФАС, то заработает штраф в 50 тысяч рублей", — заверила эксперт.

Правда, помимо 94-го ФЗ, госзакупки регулирует и Гражданский кодекс. В нем, однако, как подчеркнула Емцова, под торгами по-прежнему понимаются только конкурсы и аукционы не в электронной форме. И никакого законопроекта, которой привел бы ГК в соответствие с поправками закона "О размещении заказов..." относительно электронных аукционов пока не видно, добавила эксперт по госзакупкам. Зато реформу, которую давно ожидали, проводит ФАС: госорганам не придется проводить конкурсы на страховые услуги, рассказала Оксана Емцова о параллельных изменениях в законах.

Опубликовано: 19.07.2010 gorzakaz . org

Единый номер по РФ:
Тел. в Москве:
График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00